Базовая информация по дисциплине
«Системная инженерия», 1 семестр
|
Информация об авторах |
Мачуева Дина Алуевна – доцент кафедры «Информационные технологии», Юнусова Мадина Рамзановна – ассистент кафедры «Информационные технологии» |
|
Цели и задачи дисциплины |
Цель преподавания дисциплины «Системная инженерия» состоит в формировании у студентов, получающих квалификацию магистра, целостного представления о системной инженерии, как междисциплинарной области технических наук, сосредоточенной на проблемах создания эффективных, комплексных систем, пригодных для удовлетворения выявленных требований. Задачами дисциплины являются: изучение совокупности методов, процессов и стандартов, обеспечивающих планирование и эффективную реализацию полного жизненного цикла систем и программных средств; формирование системного взгляда на продукцию и услуги, включающего в себя моделирование, принятие решений и оптимизацию, управление рисками, планирование и управление процессами жизненного цикла системы. Длительность изучения дисциплины: 17 недель Трудоемкость дисциплины: 5 зачетных единиц В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - принципы сбора, отбора и обобщения информации; - основные положения системной инженерии и методы их приложения в области получения, передачи, хранения, переработки и представления информации посредством информационных технологий; - методы планирования научных и прикладных исследований в области информационных технологий; уметь: - соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности; - применять методы и средства системной инженерии в области получения, передачи, хранения, переработки и представления информации посредством информационных технологий; - организовывать исполнение научных и прикладных исследований в области информационных технологий; владеть: - навыками работы с информационными источниками, опыт научного поиска, создания научных текстов; - навыками применения методов и средств системной инженерии в области получения, передачи, хранения, переработки и представления информации посредством информационных технологий; - навыками контроля качества научных и прикладных исследований в области информационных технологий. |
|
|
Структура дисциплины |
|
Теоретический материал |
Количество модулей – 2 Количество лекций в каждом модуле - 4 и 4 |
|
Практический материал |
Данная дисциплина предусматривает лабораторные работы по двум рассматриваемым модулям. Всего 8 лабораторных работ. |
|
Контрольно-измерительные материалы |
В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю.
|
Программа дисциплины
|
Модуль |
Темы/Лекции |
Материалы для сопровождения дисциплины |
Контрольно- измерительные материалы |
Направления подготовки |
|
Модуль 1. Стандарты и терминология системной инженерии |
1.1. Системная инженерия: общие понятия и основное содержание. 1.2. Роли и действия в системе. Стейкхолдеры. 1.3. Системные уровни. 1.4. Описание систем. |
1. Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
09.04.02 Информационные системы и технологии (магистратура) |
Модуль 2.Системное моделирование и управление ресурсами в жизненном цикле |
2.1. Системное моделирование. 2.2. Требования и архитектура. 2.3. Жизненный цикл систем. 2.4. Вид жизненного цикла. |
1. Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
основная литература:
1.Левенчук, А. Системное мышление 2019 / А. Левенчук. – «Издательские решения», 2019. – 356 с. (библиотека ГГНТУ)
2.Батоврин, В.К. Системная и программная инженерия. Словарь-справочник: учебное пособие для вузов / Батоврин В.К. – Саратов.: Профобразование, 2017. – 280 c (ЭБС «IPRbooks»).
3.Системная инженерия. Принципы и практика / А. Косяков [и др.]. – Саратов: Профобразование, 2017. – 624 c. (ЭБС «IPRbooks»).
дополнительная литература:
1.Введение в программные системы и их разработку / С.В. Назаров [и др.]. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. – 649 c. (ЭБС «IPRbooks»).
2.Кознов Д.В. Введение в программную инженерию / Кознов Д.В. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. – 306 c. (ЭБС «IPRbooks»).
