Базовая информация по дисциплине

 «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

Информация об авторах

 

 

Эржапова Раиса Салмановна - к.б.н.  доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины ­– изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания.

      Основные задачи дисциплины: изучение теоретических знаний, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания и идентификации опасностей; изучение методов защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности, сущности опасных и чрезвычайных ситуаций, поражающих факторах; формирование знаний о принципах, методах, средствах и системах обеспечения безопасности и формирования здоровья.

Длительность изучения дисциплины: 16 недель

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны окружающей среды; основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, мероприятия по защите населения и персонала объекта экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экономические аспекты безопасности жизнедеятельности.

уметь:

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; планировать и осуществлять мероприятия по защите персонала объекта экономики от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов.

владеть:

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; методами защиты от техносферных опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;  способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях.

Структура дисциплины

Теоретический материал

Количество модулей - 2

Количество лекций в каждом модуле: 9; 8

Практический материал

По данной дисциплине предусматривается выполнение практических работы по двум рассматриваемым модулям.

Контрольно-измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по каждому модулю 35 вопросов, на ответы отводится 45минут.


Программа дисциплины

Модуль

Темы/Лекции

Материалы для сопровождения дисциплины

Контрольно-измерительные материалы

Направление подготовки

 

Модуль 1

Негативные факторы в системе «человек - техносфера».

1.Основы безопасности жизнедеятельности.

2.Негативные факторы в системе «человек- техносфера».

3.Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

4.Производственный шум. Мероприятия по защите от шума. Действие вибрации на организм человека.

5.Электроопасность на производстве.

6.Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

7.Методы и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности.

8.Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.

9.Характеристики освещения и световой среды. Виды, системы и типы освещения.

1.  Презентации

2.  Практические работы

 

Тест

11.03.02

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

(бакалавриат)

 

Модуль 2

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

10.Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

11.Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Требования безопасности к производственному оборудованию.

12.Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации. ЧС мирного времени природного и техногенного происхождения.

13.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи РСЧС.

14.Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС.

15.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

16.Управление безопасностью жизнедеятельности. Система стандартов. Структура и основные стандарты.

17.Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

1.Презентации

2.Практические работы

 

Тест

11.03.02

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

(бакалавриат)

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

основная литература

1. Курбатов В. А. Безопасность жизнедеятельности. Микроклимат: учебное пособие для бакалавров / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. –Саратов.: Вузовское образование, 2021. - 93 c.(ЭБС «IPRbooks»)

2. Либерман Я. Л. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Я. Л. Либерман, Л. Н. Горбунова. -Красноярск.: Сибирский федеральный университет, 2019.- 316c. (ЭБС «IPRbooks»)

3. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / О. М. Зиновьева, Б. С. Мастрюков, А. М. Меркулова [и др.].-Москва.: Издательский Дом МИСиС, 2019. -17 c.(ЭБС «IPRbooks»)

дополнительная литература

1.Сергеев В.С.Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Сергеев В.С. - М.: ВЛАДОС, 2018. -480с. (ЭБС «Консультант студента»)

2. Горбунова Л. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/Горбунова Л.Н.-Красноярск.: СФУ,2017. -546с. (ЭБС «Консультант студента»)

3. Соколов А.Т. Безопасность жизнедеятельности / А.Т. Соколов. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. -61c. (ЭБС «IPRbooks»)

4. Еременко В.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.Д. Еременко, В.С. Остапенко. -М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. - 368 c. (ЭБС «IPRbooks»)

5. Безопасность жизнедеятельности: практикум / Е.Ф. Баранов [и др.].-М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -235c. (ЭБС «IPRbooks»)

 интернет-ресурсы:

1.    http://www.mchs.gov.ru/

2.    http://pojaru.net.ru/

3.    http://www.0-1.ru/

4.    http://pozhproekt.ru/.