Базовая информация по дисциплине
«Организация, управление, планирование и прогнозирование научных исследований», 1 семестр
|
Информация об авторах |
Мачуева Дина Алуевна – доцент кафедры «Информационные технологии», Темирова Аза Бароновна – старший преподаватель кафедры «Информационные технологии» |
|
Цели и задачи дисциплины |
Цель преподавания дисциплины «Организация, управление, планирование и прогнозирование научных исследований» состоит в формировании у студентов, получающих квалификацию магистра, представлений о специфике научно-исследовательской деятельности, устойчивых профессиональных умений в области планирования и организации научных исследований. Задачами дисциплины являются: получение и систематизация знаний о принципах построения научного исследования и основных этапах работы над ним, об основных принципах научного реферирования и цитирования; ознакомление с научными методами исследования. Длительность изучения дисциплины: 17 недель Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - принципы сбора, отбора и обобщения информации; - различные приемы и способы социализации личности и социального взаимодействия; - литературную форму государственного языка, основы устной и письменной коммуникации на иностранном языке, функциональные стили родного языка, требования к деловой коммуникации; - принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации; - методы планирования научных и прикладных исследований в области информационных технологий; уметь: - соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности; - строить отношения с окружающими людьми, с коллегами; - выражать свои мысли на государственном, родном и иностранном языке в ситуации деловой коммуникации; - анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров; - организовывать исполнение научных и прикладных исследований в области информационных технологий; владеть: - навыками работы с информационными источниками, опыт научного поиска, создания научных текстов; - навыками участия в командной работе, в социальных проектах, распределения ролей в условиях командного взаимодействия; - навыками составления текстов на государственном и родном языках, опыт перевода текстов с иностранного языка на родной, опыт говорения на государственном и иностранном языках; - навыками подготовки научных докладов, публикаций и аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями; - навыками контроля качества научных и прикладных исследований в области информационных технологий.
|
|
|
Структура дисциплины |
|
Теоретический материал |
Количество модулей – 2 Количество лекций в каждом модуле - 4 и 4 |
|
Практический материал |
Данная дисциплина предусматривает лабораторные работы по двум рассматриваемым модулям. Всего 7 лабораторных работ. |
|
Контрольно-измерительные материалы |
В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю.
|
Программа дисциплины
|
Модуль |
Темы/Лекции |
Материалы для сопровождения дисциплины |
Контрольно- измерительные материалы |
Направления подготовки |
|
Модуль 1. Организация научно-исследовательской работы |
1.1. Современная наука. Основные концепции. 1.2. Подготовка научных и научно-педагогических работников. 1.3. Науки и их классификация. 1.4. Выбор и технико-экономическое обоснование темы научного исследования. |
1. Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
09.04.02 Информационные системы и технологии (магистратура) |
|
Модуль 2. Планирование и прогнозирование в научных исследованиях |
2.1. Методы и методология научного исследования. 2.2. Планирование и прогнозирование в научном исследовании. 2.3. Поиск и сбор научной информации. 2.4. Язык и стиль научной работы. |
1. Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
основная литература:
1. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие / М. Ф. Шкляр. – 8-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 208 с.( библиотека ГГНТУ)
2. Комлацкий, В.И. Планирование и организация научных исследований: учебное пособие / Комлацкий В.И., Логинов С.В., Комлацкий Г.В. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. – 205 c. (ЭБС «IPRbooks»).
3. Сагдеев, Д.И. Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента: учебное пособие / Сагдеев Д.И. – Электрон. текстовые данные. – Казань.: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. – 324 c. (ЭБС «IPRbooks»).
4. Новиков, А.М. Методология научного исследования: учебное пособие / Новиков А.М., Новиков Д.А. – Москва.: Либроком, 2010. – 280 c. (ЭБС «IPRbooks»).
дополнительная литература:
5. Сафин, Р.Г. Основы научных исследований. Организация и планирование эксперимента : учебное пособие / Сафин Р.Г., Иванов А.И., Тимербаев Н.Ф. – Казань.: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2013. – 154 c. (ЭБС «IPRbooks»).
6. Организация, формы и методы научных исследований: учебник / А.Я. Черныш [и др.]. – Москва.: Российская таможенная академия, 2012. – 320 c. (ЭБС «IPRbooks»).
7. Теоретические и прикладные аспекты научных исследований: научно-аналитический сборник по материалам конференции под редакцией академика РАЕН: д.э.н., профессора В.А. Тупчиенко. Дата проведения: 30 января 2016 г. / А.С Жиркова [и др.].– Москва.: Научный консультант, ЛПЭИ им. Кейнса, 2016. – 148 c. (ЭБС «IPRbooks»).
