Базовая информация по дисциплине

«Организация, управление, планирование и прогнозирование научных исследований», 1 семестр

Информация об авторах

Мачуева Дина Алуевна – доцент кафедры «Информационные технологии»,

Темирова Аза Бароновна – старший преподаватель кафедры «Информационные технологии»

Цели и задачи  дисциплины

Цель преподавания дисциплины «Организация, управление, планирование и прогнозирование научных исследований» состоит в формировании у студентов, получающих квалификацию магистра, представлений о специфике научно-исследовательской деятельности, устойчивых профессиональных умений в области планирования и организации научных исследований.

Задачами дисциплины являются: получение и систематизация знаний о принципах построения научного исследования и основных этапах работы над ним, об основных принципах научного реферирования и цитирования; ознакомление с научными методами исследования.

Длительность изучения дисциплины: 17 недель

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

-        принципы сбора, отбора и обобщения информации;

-        различные приемы и способы социализации личности и социального взаимодействия;

-        литературную форму государственного языка, основы устной и письменной коммуникации на иностранном языке, функциональные стили родного языка, требования к деловой коммуникации;

-        принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации;

-        методы планирования научных и прикладных исследований в области информационных технологий;

уметь:

-        соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках избранных видов профессиональной деятельности;

-        строить отношения с окружающими людьми, с коллегами;

-        выражать свои мысли на государственном, родном и иностранном языке в ситуации деловой коммуникации;

-        анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров;

-        организовывать исполнение научных и прикладных исследований в области информационных технологий;

владеть:

-        навыками работы с информационными источниками, опыт научного поиска, создания научных текстов;

-        навыками участия в командной работе, в социальных проектах, распределения ролей в условиях командного взаимодействия;

-        навыками составления текстов на государственном и родном языках, опыт перевода текстов с иностранного языка на родной, опыт говорения на государственном и иностранном языках;

-        навыками подготовки научных докладов, публикаций и аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;

-        навыками контроля качества научных и прикладных исследований в области информационных технологий.

 

 

Структура дисциплины

Теоретический

материал

Количество модулей – 2

Количество лекций в каждом модуле -  4 и 4

Практический

материал

Данная дисциплина предусматривает лабораторные работы по двум рассматриваемым модулям. Всего 7 лабораторных работ.

Контрольно-измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю.

 

Программа дисциплины

Модуль

Темы/Лекции

Материалы для сопровождения дисциплины

Контрольно- измерительные материалы

Направления подготовки

Модуль 1.

Организация научно-исследовательской работы

1.1. Современная наука. Основные концепции.

1.2. Подготовка научных и научно-педагогических работников.

1.3. Науки и их классификация.

1.4. Выбор и технико-экономическое обоснование темы научного исследования.

1. Презентации

2. Лабораторные работы

Тест

 

 

09.04.02 Информационные системы и технологии (магистратура)

Модуль 2.

Планирование и прогнозирование в научных исследованиях

2.1. Методы и методология научного исследования.

2.2. Планирование и прогнозирование в научном исследовании.

2.3. Поиск и сбор научной информации.

2.4. Язык и стиль научной работы.

1. Презентации

2. Лабораторные работы

Тест

 

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

основная литература:

1.      Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие / М. Ф. Шкляр. – 8-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 208 с.( библиотека ГГНТУ)

2.      Комлацкий, В.И. Планирование и организация научных исследований: учебное пособие / Комлацкий В.И., Логинов С.В., Комлацкий Г.В.  – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. – 205 c. (ЭБС «IPRbooks»).

3.      Сагдеев, Д.И. Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента: учебное пособие / Сагдеев Д.И. – Электрон. текстовые данные. – Казань.: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. – 324 c. (ЭБС «IPRbooks»).

4.      Новиков, А.М. Методология научного исследования: учебное пособие / Новиков А.М., Новиков Д.А. – Москва.: Либроком, 2010. – 280 c. (ЭБС «IPRbooks»).

дополнительная литература:

5.      Сафин, Р.Г. Основы научных исследований. Организация и планирование эксперимента : учебное пособие / Сафин Р.Г., Иванов А.И., Тимербаев Н.Ф. – Казань.: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2013. – 154 c. (ЭБС «IPRbooks»).

6.      Организация, формы и методы научных исследований: учебник / А.Я. Черныш [и др.]. – Москва.: Российская таможенная академия, 2012. – 320 c. (ЭБС «IPRbooks»).

7.      Теоретические и прикладные аспекты научных исследований: научно-аналитический сборник по материалам конференции под редакцией академика РАЕН: д.э.н., профессора В.А. Тупчиенко. Дата проведения: 30 января 2016 г. / А.С Жиркова [и др.].– Москва.: Научный консультант, ЛПЭИ им. Кейнса, 2016. – 148 c. (ЭБС «IPRbooks»).