Базовая информация по дисциплине

«Основы научного и технического творчества» 6 семестр

Информация об авторах

Исаева Марета Завалуевна-ст. препод. кафедры «Информатика и вычислительная техника»

Тасуева Милана Рамзановна-ассистент кафедры «Информатика и вычислительная техника»

Цели и задачи  дисциплины

Цель освоения дисциплины «Основы научно-технического творчества» – формирование основы общетехнической подготовки студента, необходимой для последующего изучения специальных инженерных дисциплин, а также приобретение знаний и навыков, необходимых при разработке программного обеспечения и эксплуатации компьютерной техники.

Задачи дисциплины:

-изучить характеристику качеств творческой инженерной личности; ознакомить будущих инженеров с законами строения и развития техники; изучить структуру, методы формирования и описания технических объектов; ознакомить с основными современными методами научно-технического творчества.

Длительность изучения дисциплины: 16 недель

Трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:                    

– теоретические основы и особенности технического творчества и творческо-конструкторской деятельности; основные виды творчества, направления творческой технической деятельности и методы конструирования; возможности поиска и накопления научно-технической и патентной информации; основы рационализации и изобретательства; методы решения технических творческо-конструкторских и конструкторско-технологических задач;

– особенности методики преподавания технического творчества; цели, содержание, методы и организационные формы обучения студентов техническому творчеству

уметь:

- самостоятельно решать технические, творческо-конструкторские задачи различной направленности; самостоятельно проектировать, организовывать и осуществлять учебный процесс, техническую творческую деятельность учащихся на уроках и во внеклассной деятельности: определять цели обучения, отбирать содержание обучения, формировать у учащихся потребности в знаниях и мотивы учебно-познавательной деятельности, организовывать обучение, осуществлять контроль за обучением, анализировать результаты обучения; пользоваться специальной и справочной литературой, научно-технической и патентной информацией;

 

владеть:

- методами творческого конструирования; методами решения технических, творческо-конструкторских и изобретательских задач и применения их в практической деятельности: в учебном процессе, на производстве и в быту; способами организации и методами преподавания технического творчества учащихся в вузе и учреждениях дополнительного образования; навыками работы с различными инструментами и пользования измерительными приборами.

 

Структура дисциплины

Теоретический

материал

Количество модулей – 4

Количество лекций в каждом модуле – 3; 2; 3; 4

Практический

материал

По данной дисциплине предусматривается выполнение лабораторных работ по четырем рассматриваемым модулям. Всего 13 работ.

Контрольно-измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю, на ответы отводится 90 минут.

 

Программа дисциплины

Модуль

Темы/Лекции

Материалы для сопровождения дисциплины

Контрольно- измерительные материалы

Направления подготовки

Модуль 1

Методы научно-технического творчества

1.Эвристические методы научно-технического творчества.

2.Метод мозговой атаки

3.Метод фокальных объектов

1. Презентации

2. Лабораторные

работы

Тест

 

 

 

 

 

 

09.03.01. Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)

 

Модуль 2

Закономерности развития технических систем

1.Метод контрольных вопросов

2. Алгоритм решения изобретательских задач

1. Презентации

2. Лабораторные

работы

Тест

Модуль 3

Элементы теории решения изобретательских задач

1.Основные научно-технические черты современности

2.Развитие научно-технического творчества инженера

3. Уровни творческой деятельности инженера

1. Презентации

2. Лабораторные

работы

Тест

Модуль 4.

Правовые основы защиты прав интеллектуальной собственности

1.История становления права интеллектуальной собственности.

2.Результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые авторским правом

3.Права, смежные с авторскими

4.Патентное право

Презентации

2. Лабораторные

работы

Тест

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение   дисциплины:

основная литература

1.Алексеев В.П. Системный анализ и методы научно-технического творчества: учебное пособие/ Алексеев В.П., Озёркин Д.В.- Томск.: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012.-325c.( ЭБС «IPRbooks»).

2.Аверченков В.И. Основы научного творчества: учебное пособие/ Аверченков В.И., Малахов Ю.А.- Брянск.: Брянский государственный технический университет, 2012.-56 c.(ЭБС «IPRbooks»)

дополнительная литература

1.Соболева В.В. Общий курс физики: учебно-методическое пособие к решению задач и выполнению контрольных работ по физике/ Соболева В.В., Евсина Е.М.-Астрахань.: Астраханский инженерно-строительный институт, ЭБС АСВ, 2013.-250с.(ЭБС «IPRbooks»)

2.Кожухар В.М. Основы научных исследований.-М.: ИТК «Дашков и К°», 2010.-216с.(ЭБС «IPRbooks»)

3.Физика в формулах и схемах/ .-СПб.: Виктория плюс, 2013.-128с. (ЭБС «IPRbooks»)

интернет-ресурсы

1.Зональная научная библиотека: URL: http://www.sgu.ru/library

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: URL: http://scool-collection.edu.ru

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: – URL: http://window.edu.ru