Базовая информация по дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»-6семестр
|
Информация об авторах
|
Масаева Лиза Мусаевна - к.б.н. доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» |
|
Цели и задачи дисциплины |
Цель дисциплины – изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах (производственной, бытовой, природной) и условиях (нормальной, экстремальной) среды обитания. Основные задачи дисциплины: изучение теоретических знаний, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания и идентификации опасностей; изучение методов защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности, сущности опасных и чрезвычайных ситуаций, поражающих факторах; формирование знаний о принципах, методах, средствах и системах обеспечения безопасности и формирования здоровья. Длительность изучения дисциплины: 17 недель Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны окружающей среды; основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, мероприятия по защите населения и персонала объекта экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. уметь: - идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; планировать и осуществлять мероприятия по защите персонала объекта экономики от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов. владеть: - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; методами защиты от техносферных опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях. |
|
Структура дисциплины |
|
|
Теоретический материал |
Количество модулей - 2 Количество лекций в каждом модуле: 9; 8 |
|
Практический материал |
По данной дисциплине предусматривается выполнение практических работы по двум рассматриваемым модулям. |
|
Контрольно-измерительные материалы |
В комплекте тестовых заданий имеется по каждому модулю 35 вопросов, на ответы отводится 45минут. |
Программа дисциплины
|
Модуль |
Темы/Лекции |
Материалы для сопровождения дисциплины |
Контрольно-измерительные материалы |
Направление подготовки |
|
Модуль 1 Негативные факторы в системе «человек - техносфера». |
1.Основы безопасности жизнедеятельности. 2.Негативные факторы в системе «человек- техносфера». 3.Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. 4.Производственный шум. Мероприятия по защите от шума. Действие вибрации на организм человека. 5.Электроопасность на производстве. 6.Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. 7.Методы и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности. 8.Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. 9.Характеристики освещения и световой среды. Виды, системы и типы освещения. |
1. Презентации 2. Практические работы
|
Тест |
15.03.02 Технологические машины и оборудование (бакалавриат)
|
|
Модуль 2 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации |
10.Психофизиологические и эргономические основы безопасности. 11.Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Требования безопасности к производственному оборудованию. 12.Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации. ЧС мирного времени природного и техногенного происхождения. 13.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи РСЧС. 14.Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС. 15.Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. 16.Управление безопасностью жизнедеятельности. Система стандартов. Структура и основные стандарты. 17.Расследование и учет несчастных случаев на производстве. |
1.Презентации 2.Практические работы
|
Тест |
15.03.02 Технологические машины и оборудование (бакалавриат)
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
основная литература
1. Курбатов В. А. Безопасность жизнедеятельности. Микроклимат: учебное пособие для бакалавров / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. –Саратов.: Вузовское образование, 2021. - 93 c.(ЭБС «IPRbooks»)
2. Либерман Я. Л. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Я. Л. Либерман, Л. Н. Горбунова. -Красноярск.: Сибирский федеральный университет, 2019.- 316c. (ЭБС «IPRbooks»)
3. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / О. М. Зиновьева, Б. С. Мастрюков, А. М. Меркулова [и др.].-Москва.: Издательский Дом МИСиС, 2019. -17 c.(ЭБС «IPRbooks»)
дополнительная литература
1.Сергеев В.С.Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Сергеев В.С. - М.: ВЛАДОС, 2018. -480с. (ЭБС «Консультант студента»)
2. Горбунова Л. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/Горбунова Л.Н.-Красноярск.: СФУ,2017. -546с. (ЭБС «Консультант студента»)
3. Соколов А.Т. Безопасность жизнедеятельности / А.Т. Соколов. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. -61c. (ЭБС «IPRbooks»)
4. Еременко В.Д. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.Д. Еременко, В.С. Остапенко. -М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. - 368 c. (ЭБС «IPRbooks»)
5. Безопасность жизнедеятельности: практикум / Е.Ф. Баранов [и др.].-М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -235c. (ЭБС «IPRbooks»)
интернет-ресурсы:
