Базовая информация по дисциплине
«Учение о биосфере» 3 семестр
|
Информация об авторах |
Дикаев Рашид Сайпудинович ст. преподаватель кафедры «Экология и природопользование» |
|
Цели и задачи дисциплины |
Основной целью и задачей преподавания дисциплины является изучение студентами современных концепций биосферно-ноосферной общности, законов эволюции биосферы, особенно ее развития под влиянием человеческой деятельности, а также формирование у студентов твердых нравственных принципов экологической культуры. Длительность изучения дисциплины: 16 недель Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные исторические и современные концепции о возникновении и развитии биосферы уметь: - ориентироваться в экологической направленности общества, разбираться в экономических и правовых аспектах экологического мировоззрения владеть: - понятийным аппаратом, терминологией |
|
|
Структура дисциплины |
|
Теоретический материал |
Количество модулей – 2 Количество лекций в каждом модуле - 3 и 2 |
|
Практический материал |
Данная дисциплина предусматривает практические работы по двум рассматриваемым модулям. Всего 7 практических работ. |
|
Контрольно-измерительные материалы |
В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю, на ответы отводится 30 минут.
|
Программа дисциплины
|
Модуль |
Темы/Лекции |
Материалы для сопровождения дисциплины |
Контрольно- измерительные материалы |
Направления подготовки |
|
Модуль 1
|
1.Основы учения о биосфере В.И. Вернадского: определение биосферы, ее составляющие, группы вещества, свойства живого вещества. 2.Роль биогеохимических процессов. Обменный и резервный фонды вещества 3.Антропогенные процессы в литосфере: прогибание земной коры, антропогенные землетрясения, деградация почв, активизация геоморфологических процессов.
|
1. Презентации 2. Практические работы |
Тест |
ЭПП (бакалавр)
|
|
Модуль 2
|
1. Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Концепция техногенеза А.Е.Ферсмана. Концепция устойчивого развития. 2. Понятие об особо охраняемых природных территориях. Государственные природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы. |
1. Презентации 2. Практические работы |
Тест |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
основная литература
1.Горшков С.П. Учение о биосфере. Введение: Учебное пособие. -М.: Географический факультет МГУ,2007.-118с.(библиотека кафедры)
2.Еремченко О.З. Учение о биосфере. М.: Академия, 2006. - 240 с.(библиотека кафедры)
дополнительная литература
1.Братков В.В., Овдиенко Н.И. Геоэкология: Учебное пособие. -М.: Недра - 2005. - 311с.(библиотека кафедры)
2.Современные глобальные изменения природной среды. В 2-х томах. М.: Научный мир, 2006. -345с.(библиотека кафедры)
3.Ясаманов Н.А. Основы геоэкологии: учебное пособие для эколог. специальностей вузов/ Николай Александрович Ясаманов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 352 с.(библиотека кафедры)
интернет-ресурсы
1.WWW.OpenGost.ru - портал нормативных документов
2.Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
