Базовая информация по дисциплине

«Учение о биосфере» 3 семестр

Информация об авторах

Дикаев Рашид Сайпудинович ст. преподаватель кафедры «Экология и природопользование»

Цели и задачи  дисциплины

Основной целью и задачей преподавания дисциплины является изучение студентами современных концепций биосферно-ноосферной общности, законов эволюции биосферы, особенно ее развития под влиянием человеческой деятельности, а также формирование у студентов твердых нравственных принципов экологической культуры.

Длительность изучения дисциплины: 16 недель

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:                    

- основные исторические и современные концепции о возникновении и развитии биосферы

уметь:

- ориентироваться в экологической направленности общества, разбираться в экономических и правовых аспектах экологического мировоззрения

владеть:

- понятийным аппаратом, терминологией

 

Структура дисциплины

Теоретический

материал

Количество модулей – 2

Количество лекций в каждом модуле -  3 и 2

Практический

материал

Данная дисциплина предусматривает практические работы по двум рассматриваемым модулям. Всего 7 практических работ.

Контрольно-измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю, на ответы отводится 30 минут.

 

 

 

 

 

 

Программа дисциплины

Модуль

Темы/Лекции

Материалы для сопровождения дисциплины

Контрольно- измерительные материалы

Направления подготовки

Модуль 1

 

1.Основы учения о биосфере В.И. Вернадского: определение биосферы, ее составляющие, группы вещества, свойства живого вещества.

2.Роль биогеохимических процессов. Обменный и резервный фонды вещества

3.Антропогенные процессы в литосфере: прогибание  земной коры, антропогенные землетрясения, деградация почв, активизация геоморфологических процессов.

 

1. Презентации

2. Практические работы

Тест

 

ЭПП

(бакалавр)

 

 

 

Модуль 2

 

1. Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Концепция техногенеза А.Е.Ферсмана. Концепция устойчивого развития.

2. Понятие об особо охраняемых природных территориях. Государственные природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы.

1. Презентации

2. Практические работы

Тест

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

основная литература

1.Горшков С.П. Учение о биосфере. Введение: Учебное пособие. -М.: Географический факультет МГУ,2007.-118с.(библиотека кафедры)

2.Еремченко О.З. Учение о биосфере. М.: Академия, 2006. - 240 с.(библиотека кафедры)

дополнительная литература

1.Братков В.В., Овдиенко Н.И. Геоэкология: Учебное пособие. -М.: Недра - 2005. - 311с.(библиотека кафедры)

2.Современные глобальные изменения природной среды. В 2-х томах. М.: Научный мир, 2006. -345с.(библиотека кафедры)

3.Ясаманов Н.А. Основы геоэкологии: учебное пособие для  эколог. специальностей вузов/ Николай Александрович Ясаманов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 352 с.(библиотека кафедры)

 

  интернет-ресурсы

1.WWW.OpenGost.ru - портал  нормативных документов

2.Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»  http://window.edu.ru/